20:02 

УЧЕНЫЕ: ЧТЕНИЕ ВЫЗЫВАЕТ ИЗМЕНЕНИЕ ФОРМЫ МОЗГА

Ученым уже давно известно, что обучение формирует мозг. Говоря на нескольких языках, приобретая новые навыки или даже просто меняя свои привычки можно создавать новые нейронные связи. Однако, несмотря на это, новое исследование смогло привнести удивительный поворот в наше понимание того, как мозг формирует себя к новым возможностям, в частности, к обучению чтению. Грамотность, оказывается, изменяет древние области мозга, которые исследователи никогда не соотносили с чтением. Полученные учеными результаты расширяют не только наше понимание чтения, но и позволяют изучить его нарушение, а именно дислексию.

Неврологи и психологи из нескольких исследовательских учреждений во всем мире приняли на работу 30 неграмотных людей, в основном женщин в возрасте около 30 лет, из двух деревень вблизи северного города Индии в Лакхнау. В течение шести месяцев местный школьный учитель учил участников читать Деванагари, алфавит, используемый для многих языков, включая их родной хинди. Исследователи сделали МРТ мозга всех участников до начала обучения и по истечению шести месяцев.

За первый месяц участники научного эксперимента научились читать и писать 46 символов, используемых в Деванагари. К концу исследования участники могли читать сложные слова и познакомились с основными правилами грамматики. Их грамотность была оценена в начале и в конце исследования. Полный курс обучения завершил 21 участник. Результаты исследования были опубликованы в Science Advances.

Снимки, сделанные в начале эксперимента и по прошествии шести месяцев, показали резкие различия в том, что неврологи называют подкорковыми структурами головного мозга. Эти структуры расположены между сетчаткой, где свет проникает в наши глаза, и зрительной корой, где наш мозг начинает осознанно воспринимать визуальную информацию.

Удивительным было резкое изменение подкорковых структур. «Чтение - относительно новый навык, объясняет ведущий автор исследования Майкл Скейде, нейропсихолог в Институте когнитивных и мозговых наук им. Макса Планка в Германии, а подкорковые структуры «очень древние в эволюционных терминах». Другими словами, мы не ожидали, что структуры головного мозга, которые присутствуют в видах, которые существовали на Земле гораздо дольше, чем люди, реагируют на уникальное человеческое и недавно приобретенное умение».

Скейде также подчеркивает значимость полученных результатов для понимания дислексии. Одна из предложенных учеными теорий относительно причины возникновения данного расстройства гласит, что дислексия вызвана теми самыми субкортикальными структурами, которые были преобразованы у жителей деревни в исследовании. Предыдущие исследования показали различия в этих регионах между взрослыми с и без дислексии.

«Хотя можно подумать, что новое исследование доказывает правоту этой теории, на самом деле все как раз наоборот, - говорит Скидей. Трансформация подкорковой структуры в течение шестимесячной программы обучения грамотности показывает, что этот регион не вызывает дислексию. По мнению ученого разница, наблюдаемая в других исследованиях, «могла бы просто отражать тот простой факт, что люди с дислексией тратят меньше времени на чтение». Поскольку дислексия препятствует чтению, люди с этим состоянием тратят меньше времени на это, что в свою очередь оставляет подкорковые структуры недоразвитыми.

В дополнение к открытию исследование также изменило жизнь его участников. «Обучаться чтению - это действительно привилегия в индийском обществе, - говорит Скийд. «Мы глубоко изменили их жизнь и открыли для них новый мир».

URL
   

Spoiled Sweet

главная