21:50 

КАК ПИСАТЬ: 5 СОВЕТОВ ОТ УМБЕРТО ЭКО

Принцип нарратива

«Когда я защищал диссертацию по эстетике Фомы Аквинского, меня поразило замечание одного из оппонентов, Аугусто Гуццо, который, однако, потом опубликовал мою работу без всяких изменений. По его мнению, я описал в диссертации этапы своего исследования на манер детектива, то есть включая ложные, затем отвергнутые в ходе изучения, гипотезы, в то время как как серьезный ученый, пройдя все этапы, представляет на суд публики только конечные выводы. Я ответил, что да, согласен, моя диссертация точно так и написана, только я вовсе не считаю это ее недостатком. Более того, в тот момент я проникся уверенностью, что любая научная работа должна быть „рассказана“ именно таким образом. И впредь старался не отступать от своего метода».

Пишите ли вы научную работу или проводите деловую презентацию, вы должны интересно подавать свой материал. Расскажите о том, через какие этапы вам пришлось пройти, какие идеи были отброшены, как сделаны выводы. Необязательно строить материал про принципу детектива, как сделал Эко в своей диссертации, но если в документе (выступлении, устном рассказе) присутствует четкий нарратив — это сильно упрощает дело и вам, и вашим читателям или слушателям.



Язык мой - друг мой

«Когда автор сотворил свой мир, слова придут сами (если все идет как задумано), причем именно те, которые требует этот мир».

Всегда следите за своим языком и стилем. Если вы пишите научную работу, нужны одни слова, официальное деловое письмо — другие. К какой аудитории вы обращаетесь? К студентам в аудитории, своим коллегам на работе в офисе или же к маститому профессору? К сожалению, довольно часто происходит смешение стилей: деловая лексика разбавляется разговорным сленгом, канцеляризмы научными терминами. Итог один: каша в голове у всех.



Ограничения

«Создает ли писатель мир для языка или язык для мира, это вовсе не значит, что он проводит несколько лет, создавая мир в отрывке от истории, которая должна в нем произойти. <,,,> Основные элементы этой конструкции — ограничения и временная последовательность».

«Как долго по времени (на сколько страниц или строк) должно идти повествование?» «Сильно ли я (не) превысил допустимый объем?» Очевидные вопросы, но опять-таки: многие увлекаются и затягивают с финалом, заставляя читателей и слушателей скучать. Здесь не спасают ни хороший язык, ни качественный нарратив. Но ограничения хороши в меру, слишком уж сокращать объем также явно не стоит. Краткость не всегда сестра таланта.



Подготовка, подготовка и еще раз подготовка

«Роман требует длительной подготовки. Сначала я читаю, составляю карточки, рисую портреты персонажей, карты мест, временные диаграммы».

От сбора фактуры зависит качество вашего текста или выступления. Даже если что-то не будет использовано, то лишней эта информация уж точно для вас не будет. Чем лучше вы подготовитесь, тем интереснее и занимательнее будет ваша работа.



Исправляйте, если нужно

«Чем компьютер хорош — он поощряет спонтанность: можно писать по наитию, второпях, сразу все, что тебе взбредет на ум. Но при этом ты знаешь, что все это легко исправить и изменить».

Умберто Эко был свидетелем научно-технической революции конца прошлого века. Большинство своих романов он напечатал на первых персональных компьютерах. Они (а также ноутбуки, планшеты, смартфоны и другие умные гаджеты) сильно упрощают нашу с вами нынешнюю жизнь. А главное — вы можете в любой момент вернуться к написанию, доработке, редактуре того или иного текста. Главное — не лениться это делать. Технологии нам в помощь.

И напоследок еще одна цитата Умберто Эко:
«Только для себя мы пишем одну-единственную вещь: список покупок, чтобы не забыть, что нужно купить, а возвратившись из магазина, порвать и выбросить его за ненадобностью. Любой другой текст мы пишем, чтобы что-то кому-то сказать».



Материал подготовлен на основе материалов из книги Умберто Эко «О литературе».

URL
   

Spoiled Sweet

главная